ПРОГРАММА Детективное агентство Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

0

Качканарский Муниципальный округ
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Принято Педагогическим
Советом МУ ДО «Дом детского
творчества»
Протокол № 3 от 05.03.2025 г

Утверждено:
Директор МУ ДО «Дом детского
творчества»
М.С. Васильева
Приказ № 24-уч от 05.03.2025

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Детективное агентство»
(краткосрочная программа социально-гуманитарной направленности,
развивающие занятия для школьников 8 – 10 лет)
Срок реализации 16 часов

Составитель:
Камалдинова Ольга Геннадьевна
Педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
г. Качканар, 2025 год
1

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей направлено на формирование и
развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей

в

интеллектуальном,

нравственном

и

физическом

совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в
обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку
детей, проявивших выдающиеся способности».

(Федеральный закон от

29.12.2012 N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Программа «Детективное агентство» разработана в соответствии с
правовыми и нормативными документами:
Федеральное законодательство:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.
2012 № 273-ФЗ).
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года», определяющего одной из национальных целей развития Российской
Федерации предоставление возможности для самореализации и развития
талантов.
3. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. No240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства» (2018-2027 годы)
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 N 652
н “Об

утверждении

профессионального

стандарта

“Педагог

дополнительного образования детей и взрослых”
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
2

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
Законодательство Свердловской области:
7. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года
(утверждена постановлением Правительства СО от 07.12.2017 N 900-ПП
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области
до 2025 года» (действующий документ)
Нормативно - правовые документы Управления образованием
Качканарского городского округа:
8. Комплексная муниципальная программа «Воспитываем Качканарцев»
(утверждена Постановлением УО от 29 декабря 2018 No 318)
Нормативно-правовые документы МУ ДО «Дом детского творчества»
9.

Устав Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом
детского

творчества».

Утвержден

Постановлением

Управления

образованием Качканарского городского округа от 18.12.2024 года N 523
(новая редакция)
10. Программа развития Муниципального учреждения дополнительного
образования «Дом детского творчества» на 2022–2026 годы.
Программа

«Детективное

агентство»

разработана

для

реализации

в

оздоровительном лагере.
Анализируя школьную практику, мы видим, что учителя постоянно
сталкиваются с учениками, имеющими различные трудности в обучении,
которые обусловлены в значительной степени недостатками в развитии у них
познавательной сферы, причинно-следственных связей, психомоторных
процессов, школьной мотивации.
Поэтому,

для

разработки

данной

программы

были

изучены

аналитические материалы различных авторов, которые помогли оценить
проблемы состояния когнитивной, мотивационно – волевой, эмоциональноличностной сфер учащихся младшего школьного возраста, включая его
3

межличностные отношения. Авторы определяют ряд проблем и трудностей,
возникающих у детей в начальной школе:
 низкие показатели познавательных УУД, что может свидетельствовать
о недостаточности развития школьной зрелости, когнитивных умений
ребенка, его интеллектуальных способностей;
 не способны усваивать инструкцию, выполнять задания, решать задачи,
что так же свидетельствует о недостаточном уровне интеллектуального
развития детей данного возраста, невысоком потенциале учащихся;
 у большей части детей снижена способность к концентрации и
устойчивости внимания (программирования собственной деятельности
и ее контроль, удержания инструкции, распределения внимания по ряду
признаков)
 многие

испытывают

внутреннее

эмоциональный

напряжение,

дискомфорт,

неуверенность,

тревожность,

утомляемость,

общую

слабость, небольшой запас сил, застенчивость, не умение преодолевать
трудности, отстраненность от общественной жизни, что в целом может
сказаться на успешности деятельности ребёнка, взаимоотношения со
сверстниками
Навигатор программы:
Каждый ребёнок – детектив. В начале своей «карьеры в агентстве» каждый
детектив заводит свое «Дело». Это конкретная папка с контрольным
отпечатком пальца детектива, с собственными зашифрованными данными
(Имя, Фамилия).
Во время смены лагеря, юные детективы могут выполнять «дополнительное
дело» - задания куратора для самостоятельного выполнения вне занятия в
агентстве. За каждое самостоятельно выполненное «дело» детектив получает
медаль (приложение 16), что повышает его рейтинговый уровень. Рейтинг

4

детективов оформляется в рекреации учреждения в красочном стиле, чтоб
привлекать внимание детей.
Во время реализации программы, дети познакомятся с профессиями: детектив,
эксперт-криминалист, художник-криминалист, следователь, дознаватель,
инспектор уголовного розыска, геммолог, кинолог.
На протяжении всего времени «работы» в детективном агентстве,
«сотрудники» ведут «дела». Они могут быть разные, в зависимости от
стартовых знаний и умений детей. «Раскрытие» 15 дел, дает «право» на
получение «Диплома - Детектив». Самые активные в рейтинге получат в
награду книги о сыщиках. В конце смены каждый ребенок получает свое
«Дело» с зашифрованным посланием от педагога. Материалы, собранные в
папке, будут полезны ребёнку, как дидактический материал.
Направленность программы: Социально-гуманитарная
Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами
учащихся и их родителей – законных представителей, так как выявлена
необходимость формирования у детей основ умения учиться и способности
к организации своей деятельности, умение осуществлять анализ и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в процессе; создавать условия
для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера,
овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по разным признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
Новизна программы: Задания для занятия подбираются, во-первых, с
учетом

их

направленности

на

осуществление

дифференциации

познавательных структур, и, во-вторых, с точки зрения удобства для
коллективной работы в группе. А коллективная творческая деятельность,
предусмотренная программой, учит детей совместной работе, способам
5

разрешения конфликтов, развитию разнообразных познавательных процессов,
подготавливает к обучению в условиях многопредметности.
При этом, дети не чувствуют себя учениками, они полностью погружаются в
сюжетно-ролевую игру, что, безусловно можно отнести к технологии игротерапия.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих образовательных программ:
Место курса «Детективное агентство» в школьном образовании
Программа предназначена для учащихся начальной школы и точечно
реализует межпредметные связи с риторикой, окружающим миром, химией.
Программой предусмотрена опытно-экспериментальная деятельность.
Уровень программы:
Стартовый – Развитие интеллектуальных способностей и познавательной
сферы (внимания, памяти, мышления). Развитие саморегуляции учащихся.
Педагогическая целесообразность
Особое внимание в программе направлено не только на развитие
интеллектуальных способностей и познавательной сферы (произвольного
внимания, памяти, мышления). В ходе реализации данной программы
формируется и укрепляется эмоционально-волевая сфера и произвольность
поведения, сопереживание к людям, приоритет «должен» над «хочу»,
прилежность, дисциплинированность. Учащиеся чувствительны к развитию
самоконтроля, саморегуляции, рефлексии, положительной самооценки,
умения доводить начатое дело до конца, положительного отношения к делу,
поэтому деятельность педагога направлена на формирование данных качеств.
Видами познавательной деятельности на занятиях избраны игровые модели.

6

Адресат программы: учащиеся 8-10 лет
Учет возрастных особенностей учащихся в реализации программы
«Детективное агентство»

Таблица 1

Возраст

8 – 10 лет

Класс

2 – 4 класс

Особенности

Стабильное психическое развитие

возрастного периода
Учебный

Ведущий вид
деятельности

Я – член определенной группы

Образ себя и
самопонимания

Младший школьный

Возрастной период

Стабильная

Социальнопедагогическая
ситуация

К 7 годам завершается морфологическое созревание
Физиологические
особенности возраста

лобного отдела больших полушарий, что создает
возможности для осуществления целенаправленного
произвольного поведения, планирования и выполнения
программ действий.
Внутренняя уравновешенность, постоянное стремление к
активной практической деятельности, преобладающая
жизнерадостность.

Психологические
особенности возраста

Дружелюбие,

открытость

и

контактность со сверстниками и взрослыми. Стремление
к

совместной

деятельности,

легкость

выполнения

поручений, имеющих социальную значимость. Резкая
потеря к деятельности в случае неуспеха, большой
эмоциональный подъем в случае успеха. Ценят смелость,
верность другу,

физическую силу.

Любят тайны,
7

приключения,

поиск,

новое,

яркое,

незнакомое.

Ориентированы на ближайшие цели. Воспринимают
конкретное

содержание

беседы.

Особое

значение

начинает приобретать мнение сверстников.
Сформированность основных компонентов деятельности.
Произвольность
внутреннего

психических
плана

саморегуляции,
Новообразования

процессов,

действий,

рефлексии.

развитие

способность

Формирование

к

чувства

социальной и психологической компетентности (или при
неблагоприятном развитии - неполноценности), чувство
дифференцированности
Качественно

иной,

своих
более

возможностей.
«взрослый»

тип

взаимоотношений с учителями и одноклассниками.


К

развитию

интеллектуальных

способностей

и

познавательной сферы (до 11 лет, далее – накопление
знаний);
Сензитивный
(наиболее
чувствительный)
период



К воспитанию и укреплению эмоционально-волевой

сферы и произвольности поведения;


К развитию сопереживания к людям, приоритета

«должен»

над

«хочу»,

прилежности,

дисциплинированности;


К развитию самоконтроля, саморегуляции, рефлексии,

положительной самооценки, умения доводить начатое
дело до конца, положительного отношения к школе


Развитие образного и логического мышления;

Основные задачи



Формирование социальной позиции учащегося;

развития



Формирование чувства полноценности и умелости у

каждого ребенка;

8



Овладение навыками конструктивного общения со

сверстниками


Развитие

мыслительной

гибкости,

способности

приспосабливаться к различным системам требований;
Перспективные
задачи развития



Формирование контроля и самоконтроля учебной

деятельности;


Достижение соответствующего уровня социальной и

личностной зрелости для успешного перехода к новой
ситуации развития в среднем звене.


Хроническая

учебной

школьная

мотивации

и

неуспешность:

самооценки,

снижение

неэффективная

учебная деятельность, нарушения поведения;


Проблемы

Под

воздействием

(неумелости)

возможны

чувства

неполноценности

психосоматические

и

невротические нарушения.


При хронической неуспешности возможен регресс на

дошкольную стадию развития, школьная дезадаптация,
как в 1 классе.

Цель программы расширение зоны ближайшего развития ребенка на основе
системы развивающих занятий.
Задачи программы.
Обучающие:
 формировать у учащихся системы разносторонних знаний;
 обучать алгоритмам рассуждения, решения задач;
 Знакомить с профессиями
Развивающие:
 развивать творческие способности;
 развивать память и внимание;
9

 развивать логическое мышление;
 развивать любознательность.
Воспитательные:
 воспитывать чувства уверенности в собственных силах, настойчивость;
 формировать положительную самооценку и отношение к себе;
 воспитывать толерантность, коллективизм, чувство ответственности за
команду;
 формировать навыки конструктивного общения со сверстниками.
Принципы, на которых осуществляется программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе
положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его
ближайшего развития».
2.

Принцип

учета

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных
особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к
учащимся.
3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком
механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного
понимания.
4.

Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях

сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают
усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий,
способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации
к познавательной деятельности.
Режим занятий
Форма организации занятия - групповая, в группе 10- 15 человек. Учебнотематический план составлен в соответствии с календарным графиком смены
оздоровительного лагеря.
10

Занятия проводятся в специальном кабинете, но некоторые практические
задания выполняются на территории оздоровительного лагеря, что делает
процесс образования более интересным и ненавязчивым.
Сроки

реализации

дополнительной

образовательной

программы

Программа рассчитана на 16 часов. Количество занятий 3 раза в неделю по 1
часу, что соответствует санитарным правилам СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи" № 28 от 20 сентября 2020 года
Доступность программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-10 лет.
Для работы в группе специальных знаний и подготовки не требуется,
принимаются все желающие, независимо от степени одарённости и
подготовки.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми
поисковых

задач.

Благодаря

этому

у

детей

формируются

умения

самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных
ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное
качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность
дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная
проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для
нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у
детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный
материал усваивается плохо за счет отсутствия, например, внимания.
В программе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети,
участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для
таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
11

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее
утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной
деятельности на другой.
Последовательность выбора тем из учебного плана, подбор упражнений
остается за педагогом и может изменятся, в соответствии с возможностями
группы.
Методы и формы
Исходя из возрастных особенностей детей, задачи можно реализовать
следующими методами и формами. Первый этап: усвоение новых знаний и
способов действий. Методы: мотивация познавательной деятельности на
занятии, словесный, исследовательский. Формы: познавательная задача и
игра, рассказ, беседа, диалог, ролевая игра. Второй этап: закрепление знаний
и способов действий. Методы: словесный, практический, репродуктивный,
метод упражнений и приучение к выполнению требований. Формы:
практические задания, упражнения, проговор. Третий этап: обобщение и
систематизация знаний. Методы: логический (анализ, синтез), практический.
Формы: беседа, игра, обсуждение, творческие задания.
Учебно-тематический план
№

Тема

п/п

1.

Таблица 2
Кол-во часов

Формы

Всего Теория Практика контроля/аттестации
Профессия

час.

мин.

мин.

1

20

40

«Детектив»

Наблюдение, беседа,
творческое задание,
тест «Дерево»

2.

Шифрование.
Дело № 1

1

20

40

Наблюдение, беседа,
лабораторная работа
12

3.

Фоторобот. Дело

1

20

40

№ 2.
4.

5.

6.

Творческое задание,
опрос.

Детали имеют

1

20

40

Самостоятельная

значение. Дело

работа. Диспут,

№ 3 «Удар по

мозговой штурм,

голове»

наблюдение.

Детали имеют

1

-

60

Ролевая игра.

значение. Дело

Обсуждение.

№ 4 «Кража»

Наблюдение. Анализ.

Дело

№

«Встречают

5 1

20

40

по

Анализ, беседа,
объяснение. Задание

одежке»

самостоятельное. Тест
«Кактус»

7.

Дело № 6

1

-

60

«Катастрофы не

Практическое задание.
Наблюдение. Анализ.

будет»
8.

9.

Дело № 7

1

20

40

«Сказочные

штурм, обсуждение.

истории»

Творческое задание

Дело № 8 «Найти 1

20

40

и обезвредить»
10.

Беседа. Мозговой

Дело № 9

Практическое задание.
Беседа, наблюдение.

1

20

40

«Разрушенные

Наблюдение, беседа,
практическое задание

камни»
11.

Дело № 10 «Дело 1

20

40

украденного

Наблюдение, беседа,
практическое задание

бриллианта»
12.

Дело
«Поиск

№

11 1

15

45

Творческое задание,
наблюдение
13

затерянного
клада»
13.

Дело № 12 «Дело 1

15

45

Федина Сергея»
14.

15.

Дело № 13

Практическое задание,
беседа, анализ

1

15

45

Наблюдение, решение

«Детективный

задач, беседа, блиц-

пёс»

опрос

Дело № 14

1

20

40

«Похититель»

Наблюдение, беседа,
самостоятельная
работа, обсуждение

16.

Дело № 15

1

10

50

Проективная методика

«Совершенно

«Каким я вижу и

секретно»

принимаю себя»,
анализ работ
Итого 16

4,15

11,45

На каждую тему
даются
дополнительные
творческие задания

Содержание курса:
Тема 1. Профессия Детектив.
Теория: История профессии «Детектив». Отличия профессии «Детектив» от
профессии «Полицейский». Детектив – сыщик. Направления деятельности
детектива. Новые слова: улики, фоторобот, шифр.
Практика: Сбор улик. Отпечатки пальцев. Опыт 1. Собираем отпечатки
(приложение 1). Шифруем свои данные (приложение 2) Тестирование
«Дерево».
Оборудование: стеклышко, мелок, кисточка, скотч, ножницы, крышечка,
тряпочка, краски, карточки для теста «Дерево»
14

Дополнительное дело: 1. Существует еще один важный вид шифра. Когда
еще не существовало телефона, использовали телеграф. Слова передать было
невозможно, а вот символы да. Для этого придумали специальный шифр. На
одном конце провода сидел передатчик, на другом – приемник. Слова
шифровали в виде точек и тире, передавал по телеграфу. Приемник принимал
символы и расшифровывал послание. Каждый символ алфавита соответствует
символам. Что это за шифр? Как он называется? Попробуй зашифровать своё
имя.
Тема 2. Шифрование. Дело № 1
Теория: Химические реакции. Новые слова: раствор, медный купорос,
аммиак.
Практика: Шифрование с помощью химических реакций! Опыт 2.
Невидимые чернила (приложение 3). Расшифровка странного письма.
Оборудование: тарелки, ложки, мерные стаканчики, ватные палочки,
листочки, фломастеры, сода, лимон, медный купорос, свеча, йод, аммиак.
Дополнительное дело: написать зашифрованное письмо любым способом.
Тема 3. Фоторобот. Дело № 2.
Теория: Что такое фоторобот. Где и зачем создают фотороботов? Профессии
эксперт-криминалист, художник-криминалист. Метод исключения.
Практика: Упражнение на умение представлять детали: «Угадай предмет по
признакам», «Опиши напарника». Найти преступника по фотороботу методом
исключения (приложение 4.) Составление фоторобота по описанию.
Оборудование: Карточки с элементами для составления фоторобота, клей.
Карточки с описанием «подозреваемого».
Дополнительное дело: Составь максимально узнаваемый фоторобот по
выбору (свой, друга, сотрудника оздоровительного лагеря)
Тема 4. Детали имеют значение. Дело № 3
15

Теория: Классификация деталей: особенности поведения, мимика, жесты,
одежда, аксессуары, предметы окружения. Фиксация деталей в работе
детектива: ведение журнала наблюдений, фото- и видеосъёмка, использование
скрытых камер и микрофонов, дронов и беспилотных аппаратов. Профессии
Следователь, дознаватель, инспектор уголовного розыска.
Практика: Задание на выявление лишнего, нестандартного. Расследование
«преступления» (приложение 5). Фиксация деталей. Опыт кипячения воды
(определение времени кипячения 2 литров воды.)
Оборудование: Карточки с заданием, видео с процессом кипячения воды.
Дополнительное

дело:

Подготовить

тематическую

карточку

с

нестандартными деталями, которые, на первый взгляд, не заметны простому
человеку.
Тема 5. Детали имеют значение. Дело № 4 «Кража»
Практика: Ознакомление с сюжетом. Распределение ролей, проигрывание
ситуации. Выявление причинно-следственных связей. (приложение 6)
Оборудование: аксессуары одежды для ролевой игры.
Дополнительное дело: Нарисуй кактус (приложение 17 )
Тема 6. Дело № 5 «Встречают по одежке»
Теория: Логика. Новое слово: дедукция.
Практика: Расследование «дела» методом дедукции.
Оборудование: Набор карточек «чемоданы», «показания свидетелей»
Дополнительное

дело:

Вычислить,

кто

из

гениальных

детективов

пользовался методом дедукции, используя Q код. (Можно разместить Q коды
в различных местах оздоровительного лагеря, поиск знаков – тоже как
детективная игра.)

16

Тема 7. Дело № 6 «Катастрофы не будет»
Практика: Решение логических задач, корректурная проба, графический
диктант (приложение 8)
Оборудование: карточки с заданиями.
Дополнительное дело: Придумать и оформить карточки с заданиями на
логику.
Тема 8. Дело № 7 «Сказочные истории»
Теория: Ознакомление с художественной литературой с детективным
сюжетом.
Практика: Определение сказок, мультфильмов, где встречаются детективные
сюжеты.
Работа с карточками. Составление короткого детективного сюжета.
Оборудование: бумага, карандаши, фломастеры, карточки с детективным
сюжетом (приложение 9)
Дополнительное дело: Оформите плоскостного сказочного или мультяшного
персонажа (рисунок, аппликация, графика, пластилинография и т.д).
Придумайте название «Дела» (его детективной истории). Например: Винни
Пух «Дело о пропавшем шарике».
Тема 9. Дело № 8 «Найти и обезвредить»
Теория: Что такое лень. Как она влияет на человека (в том числе, в
профессии). Как и зачем бороться с ленью.
Практика: Прослушивание сказки «Медвежонок и Старый Гриб» (Трудности
в выполнении дел: неусидчивость, нежелание работать со сложным
17

материалом, неумение концентрировать внимание, нежелание познавать
новое).
Провести расследование по данным признакам и методом исключения.
(приложение 10)
Оборудование: карточки с заданием.
Дополнительное дело: «Придумать для себя и оформить заклинание мотиватор»
Тема 10. Дело № 9 «Разрушенные камни»
Теория: Естественные разрушения камней. Новое слово: Известняк,
частицы.
Практика: Опыт «Пожиратель мела». Расследование дела. (приложение 11)
Оборудование: мел, уксусная кислота (работает педагог!!!), стеклянный
стакан, стеклянная палочка.
Дополнительное дело: Найдите, где существуют памятники природы
«Каменный лес»?
Тема 11. Дело № 10 «Дело украденного бриллианта»
Теория: Драгоценный камень – Алмаз. Профессия - Геммолог — специалист,
который изучает драгоценные камни.
Практика: Опыт «Исчезновение бриллианта». Расследование о пропавшем
бриллианте «Короткое замыкание в отеле» (приложение 12)
Оборудование: стеклянные стаканчики, арбизы белые, стеклянные ложки.
Тема 12. Дело № 11 «Поиск затерянного клада»
Теория: Кругосветное путешествие. Путешественники. Транспорт для
путешествий.
Практика: Поиск сокровищ с затонувшего корабля украден пиратами. У
юных детективов есть список предметов, которые необходимо найти и карта
для поиска (карта местности по желанию педагога). На территории (или в
18

здании, в кабинете) запрятаны «сокровища» (предметы, логические задачи,
картинки и т.п.) (пример: приложение 13)
Оборудование: карта, «сокровища» - предметы для поиска, карточки с
заданиями, лупа, карандаши.
Дополнительное дело: Собрать сундук с «сокровищами» (например: корм
для животных; открытки –пожелания для детей оздоровительного лагеря….
На усмотрение педагога)
Тема 13. Дело № 12 «Дело Федина Сергея»
Теория: Знакомство с автором сборника «Логические задачи для юного
сыщика»
Практика:

Расследование

заданий

по

сюжетам

детектива

Бусли.

Самостоятельная индивидуальная работа «расследование» по карточкам с
дальнейшим анализом и пояснениями логической цепочки.
Оборудование: карточки с заданиями по сюжетам детектива Бусли (автор
Федин С.)
Дополнительное дело: Придумать и оформить свою детективную историю.
(В дальнейшем карточки с историями могут служить дидактическим
материалом для работы с учащимися)
Тема 14. Дело № 13 «Детективный пёс»
Теория: Служебная собака – ищейка. Профессия – Кинолог.
Практика: Расследование дела «Детективный пёс» (приложение 14). Разбор
выражения «Нюх, как у собаки». Игра на обоняние (классифицировать
продукты на овощи, фрукты по запаху.) Знакомство с кинологом и служебной
собакой в формате «Классная встреча» (по договоренности)
Оборудование: карточки с заданиями, фрукты и овощи, тарелочки.
Дополнительное дело: Собрать «досье» на служебную собаку (фотоснимок,
кличка, возраст, послужной список и т.п.) из фильмов или из жизни (если такая
возможность есть).
19

Тема 15. Дело № 14 «Похититель»
Теория: Просмотр Сник-пиков (короткие нарезки из классических фильмов,
мультфильмов про сыщиков, детективов).
Практика: Практическое задание: запомнить жесты, мимику детективов во
время их размышлений. Определить фразы, которые стали крылатыми
выражениями. Отметить детали костюмов, по которым в наше время
изображают сыщиков, детективов для узнаваемости. Новое слово. Сник-пик.
Анализ записей.
Упражнения

на

развитие

логического

мышления.

Расследование

«Похититель».
Оборудование: Листы бумаги, ручки. Сник-пик (использованы кадры из:
1979 «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», советский
телесериал. Холмс — Василий Ливанов; «Неудача Пуаро», 2002 Экранизация
романа

Агаты

Кристи

«Убийство

Роджера

Экройда»;

«Мегрэ:

Ловушка» (2004) — Серджио Кастеллитто; «Мисс Марпл: Зеркало треснуло»,
1992))
Дополнительное дело: Придумать историю «Что было бы, если книга умела
говорить»
Тема 16. Дело № 15 «Совершенно секретно»
Теория: Каким я вижу и принимаю себя
Практика: Учащимся выдаётся лист с трафаретом человека (мальчик и
девочка). «Дело» которое они вели все это время (папка с работами). Отдельно
вырезанные аксессуары: (сердце, зонт, шляпа, карман, книга, чемодан и т.д).
Даётся установка – Человек - Это ТЫ.
1. Раскрасить «себя» - ты должен себе нравиться.
2. На кармане написать свое самое интересное «Раскрытое дело»
3. В карман вложить записку со своими лучшими качествами,
которые помогут тебе стать детективом.
20

4. На шляпе написать имена известных детективов, которых ты
запомнил.
5. На зонтике написать профессии, с которыми познакомился в
агентстве.
6. На книге написать своих лучших друзей (из нашего агентства)
7. На чемодане написать, кого возьмёшь с собой в интересное
путешествие с расследованиями и приключениями.
Аксессуары и задания могут быть разными, в зависимости от педагогической
цели.
Проводим итоговое «совещание с сотрудниками агентства».
Оборудование: Лист А 5 на каждого «детектива», аксессуары бумажные,
цветные мелки, карандаши, фломастеры, клей.
Дополнительное дело: Подготовиться к торжественной части закрытия
оздоровительного

лагеря

(костюмы,

детали

костюма,

акссессуары…отличительные особенности детективов)
Карточки

–

задания,

представленные

в

приложениях,

носят

ознакомительный характер. Даны, как примеры и могут быть заменены
на другие в зависимости от стартового уровня и возможностей учащихся
конкретной группы.
Планируемый результат
Личностными результатами обучения является формирование следующих
умений:
 Определять и высказывать простые общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на имеющиеся и полученные знания, делать выбор, при
поддержке других
21

участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности
 проговаривать последовательность действий
 учиться высказывать свое предположение на основе работы с
иллюстрацией, схемой, таблицей
 учиться работать по предложенному педагогом и составленному
самостоятельно плану
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного
 делать

предварительный

отбор

источников

информации:

ориентироваться в заданиях
 добывать новые знания: находить ответы на поставленные вопросы,
используя предоставленные подсказки, свой жизненный опыт
 перерабатывать полученную информацию
Коммуникативные УУД
 слушать и понимать речь других
 пересказывать, аргументировать, обосновывать свою точку зрения
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика)
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
 обобщать, рассуждать, делать выводы
22

 классифицировать явления, предметы
 определять последовательность событий
 выявлять закономерности и проводить аналогии
 иметь первичные знания о профессиях (по программе)

23

№ 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Утверждение программы: дополнительная общеобразовательная программа
может обновляться, корректироваться с учетом развития науки, техники,
культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Обновление и
утверждение программы осуществляется до начала её реализации. Порядок
рассмотрения и утверждения программы определяется локальным правовым
актом образовательной организации.
Материально-техническое обеспечение.
1. Учебный кабинет – 1/100%
2. Столы ученические – 7 штук/100%
3. Стулья – 14 штук/100%
Перечень учебного и технологического оборудования
Таблица 3
Доска интерактивная

1/100%

Доска магнитная

1/40%

Бескаркасное кресло - мешок

10/40%

Светильник декоративный с рыбками

1/10%

Детали одежды, аксессуары

10/30%

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Комплект мультимедийных презентаций – 1/100%
Видеотека – 1/40%
Комплект дидактических материалов и учебно-наглядных пособий – 1/100%:
 Таблицы
 Карточки
 Индивидуальные карточки, бланки
 Дидактические игры
24

Раздаточный материал:
 Канцелярские товары (мелки, карандаши, фломастеры)
 Наборы для проведения опытов: стаканчики, ложки, палочки, арбизы
Методические рекомендации (приложение 17).
1. Проективная

методика

«Кактус»

разработанная

М.А.

Панфиловой, направлена на выявление состояния эмоциональной сферы
ребёнка, определение уровня устойчивости к стрессу, подверженность
агрессии, причины её возникновения и интенсивность проявления.
2. Проективная

методика «Дерево», разработанная Д. Лампеном в

адаптации Л. П. Пономаренко.
Кадровое обеспечение:
Для реализации общеобразовательной общеразвивающей
программы необходимо привлекать педагогов дополнительного образования в
соответствии с Приказом Министерства труда РФ от 22.09.2021№ 652Н “Об
утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного
образования детей и взрослых”. Требования к квалификации в соответствии с
Единым квалификационным справочником должностей руководителей,
специалистов и других служащих (ЕКС), 2019, Раздел «Квалификационные
характеристики

должностей

работников

образования»:

Высшее

профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и
иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы,
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование

и

дополнительное

профессиональное

образование

по

направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к
стажу работы. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы,
установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие
достаточны практическим опытом и компетентностью, выполняющие
25

качественно и в полном объеме возложенные на них должностные
обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке
исключения, могут быть назначены на соответствующую должность (с
прохождением курсовой подготовки по направлению деятельности).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
Формы и способы проверки результата
 наблюдение
 устный опрос; контрольные вопросы; блиц-опрос;
 самостоятельная работа, задание
 творческое задание;
 использование проективных методик (рисуночные, графические тесты)
Виды и этапы аттестации учащихся:
 текущая (после изучения темы программы);
 итоговая (аттестация за курс обучения проводится в конце смены).
Результаты промежуточной и итоговой аттестации – это совокупность
контрольных результатов текущей аттестации.
Оценочные материалы
Для изучения детского коллектива используются следующие диагностические
методики:
1. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого ребенка в
деятельности без вмешательства в естественный процесс данной
деятельности.
2. Опрос дает возможность изучить мотивацию действий

учащихся,

интересов конкретной группы учащихся. Опросник позволяет выявить
отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
3. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к делу,
самому себе, значимой деятельности, будущей профессиональной
26

деятельности и своей социальной роли, а, так же, оценить уровень
усвоения теоретических знаний. («Каким я вижу и принимаю себя»)
4. Сочинения (различного характера) помогают изучить степень развитости
кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся,
личностных качеств, отношение к делу.
5. Графические и рисуночные тесты. Данные методики позволяют изучить
отношение к коллективу, к педагогам и родителям; оценить возможности
испытуемого. (Графический диктант, Методика Панфиловой «Кактус»,
Методика Л.П. Пономаренко «Дерево» приложение 17)
В зависимости от ситуации, педагогических задач и возможностей группы,
педагог оставляет за собой право использовать другие диагностические
методики.
Способы фиксации результата:
 карточка мониторинга результатов обучения ребенка в процессе
освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
В соответствии с Положением «О промежуточной и итоговой аттестации
учащихся объединений МУ ДО «Дом детского творчества» приказ № от
10.05.2021 года, на каждого ребенка ведется диагностическая карта и
заполняется итоговый протокол.

27

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Таблица 4
Показатели
(оцениваемые параметры)
1.1.Теоретические
знания
(по
основным
разделам
учебно-тематического
плана программы)

Критерии

Соответствие
теоретических знаний
ребенка программным
требованиям;
Осмысленность
правильность
1.2. Владение специальной использования
терминологией
специальной
терминологии

Степень выраженности
оцениваемого качества


минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой);
 средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);
 максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за конкретный период).
и  минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять
специальные термины);
 средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с
бытовой);
 максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием).

Соответствие
 минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных
2.1.Практические умения и практических умений и умений и навыков);
навыки, предусмотренные навыков
программным средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);
программой (по основным требованиям
 максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и
разделам
учебнонавыками, предусмотренными программой за конкретный период).
тематического
плана
программы)
Отсутствие затруднений  минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные
2.2.Владение
специальным в
использовании
затруднения при работе с оборудованием);
оборудованием
и специального
 средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
оснащением
оборудования и оснащения  максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей).
2.3. Творческие навыки

Креативность
в начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в
выполнении практических состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
заданий
 репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

Возможное
кол-во
баллов
1
5
10
1
5
10

1
5
10

1
5
10
1

28

 творческий уровень (выполняет практические задания с элементами
творчества).
3.1.УчебноСамостоятельность
в 
интеллектуальные умения:
подборе
и
анализе
3.1.1. Умение подбирать и литературы
анализировать специальную

литературу


минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные
затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи
и контроле педагога);
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или
родителей)
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)

в 

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные
затруднения при работе с компьютером, нуждается в постоянной помощи
и контроле педагога);
средний уровень (работает с компьютером с помощью педагога или
родителей)
максимальный уровень (работает с компьютером самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные
затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
средний уровень (работает по теме с помощью педагога или родителей)
максимальный уровень (работает по теме самостоятельно, не испытывает
особых трудностей)

3.1.2. Умение пользоваться Самостоятельность
компьютерными
пользовании
источниками информации
компьютерными
источниками
информации




3.1.3.Умение осуществлять Самостоятельность
в 
учебно-исследовательскую
учебно-исследовательской
работу (писать рефераты, работе

проводить самостоятельные

учебные исследования)
.2.Учебно-коммуникативные Адекватность

умения:
восприятия информации,
3.2.1. Умение слушать и идущей от педагога

слышать педагога

3.2.2. Умение выступать Свобода владения и подачи 
перед аудиторией
обучающимся


минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные
затруднения нуждается в постоянном контроле педагога);
средний уровень (воспринимает информацию чаще по интересу)
максимальный уровень (воспринимает всю информацию, не испытывает
особых трудностей)
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные
затруднения, нуждается в помощи педагога);
средний уровень (свободно подает только хорошо знакомую информацию)

5
10
1

5
10

1
5
10

1

5
10
1

5
10
1
5
29



подготовленной
информации
3.2.3. Умение вести полемику, Самостоятельность
участвовать в дискуссии
построении
дискуссионного
выступления, логика
построении
доказательств
3.3. Учебно-организационные
умения и навыки:
3.3.1. Умение организовать
свое рабочее (учебное) место
3.3.2. Навыки соблюдения в
процессе деятельности
правил безопасности

максимальный уровень (подает всю информацию, не испытывает особых
трудностей)

в  минимальный уровень умений (не вступает в дискуссию);
 средний уровень (свободно вступает в дискуссию, но не самостоятельно)
максимальный уровень (самостоятельно вступает в дискуссию, выстраивает
в логику и доказательства)

Способность
 минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные
самостоятельно
затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
готовить свое рабочее  средний уровень (делает с помощью педагога или родителей)
место к деятельности и  максимальный уровень (самостоятельно, не испытывает особых
убирать его за собой
трудностей)
Соответствие реальных минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков
навыков
соблюдения соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
правил
безопасности средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½);
программным
 максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков,
требованиям
предусмотренных программой за конкретный период).

10
1
5
10

1
5
10
1

5
10

1.1. Терпение

1.2. Воля

Способность переносить
(выдерживать)
известные нагрузки в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности
Способность активно
побуждать себя к
практическим

действиям

 терпения хватает< чем на ½ занятия
 терпения хватает> чем на ½ занятия
 терпения хватает на все занятие

1
5
10

 волевые усилия ребенка побуждаются извне
 иногда – самим ребенком
- всегда – самим ребенком

1
5
10

30

Умение контролировать - ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне
свои
поступки - периодически контролирует себя сам
- постоянно контролирует себя сам
(приводить к должному
свои действия)
2.1. Самооценка
Способность оценивать - завышенная
себя адекватно реальным - заниженная
- нормальная
достижениям
- интерес к занятиям продиктован ребенку извне
2.2. Интерес к занятиям в Осознанное
участие
- интерес периодически поддерживается самим ребенком
детском объединении
ребенка
в
освоении
- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно
образовательной
программы
3.1.Конфликтность
Способность
занять - периодически провоцирует конфликты
(отношение
ребенка
к определенную позицию в - сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
столкновению
интересов конфликтной ситуации
- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
(спору)
в
процессе
взаимодействия)
- избегает участия в общих делах
Умение
воспринимать
- участвует при побуждении извне
3.1.Тип сотрудничества
общие дела как свои
(отношение ребенка к общим собственные
- инициативен в общих делах
делам детского объединения)
1.3.Самоконтроль

1
5
10
1
5
10
1
5
10
0
5
10

1
5
10

31

Протокол
результатов итоговой аттестации учащихся
МУ ДО «Дом детского творчества»
20___ – 20____ учебного года
Название детского объединения _________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога _________________________________
Дата проведения _____________________

Результаты аттестации
Таблица 5
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Фамилия, имя
ребенка

Год
Итоговый показатель (балл)
Обучени
Теорет Практиче Общеучебн Организ Ориентац
я
ическа
ская
ые умения ационно- ионные
я
подготов и навыки волевые качества
подгот
ка
качества
овка

Пове
денче
ские
качес
тва

Итого

32

Список используемой литературы.
1. Пономаренко Л. П.
учащихся

в

начале

«Психологическая
обучения

в

профилактика

средней

школе.

дезадаптации
Методические

рекомендации для школьных психологов» (Одесса: «Астра-Принт», 1999)
2. Федин, С. Н. Логические задачи для юного сыщика / Сергей Федин . —
М.: Айрис-пресс, 2007 . 32 с.
Интернет ресурсы.
1. Ганс Юрген Пресс «По горячим следам», Приключения «Черной руки»,
Настоящему детективу. Подарочный комплект https://www.mann-ivanovferber.ru/authors/gans-yurgen-press/
2. Логические задачи для юного сыщика
https://www.defectologiya.pro/biblioteka/logicheskie_zadachi_dlya_yunogo_s
yishhika/
3. Логические задачи с последовательностями
https://umov.net/tag/logicheskie-zadachi?utm_term=logicpuzzle&yclid=2970952600800985087
4. Несколько слов юному сыщику https://litlife.club/books/258353/read
5. Профессиональная психологическая помощь https://nemolchy.ru/metodikii-tekhniki/204-graficheskaya-metodika-kaktus-m-a-panfilovoj

33

Приложение 1.
Опыт 1. Собираем отпечатки.
Оборудование: стеклышко, мелок, кисточка, скотч, ножницы, крышечка,
тряпочка, краски.
Для начала создадим порошок, который нам понадобится для сбора улик. Для
этого натрем на пластиковую крышку немного цветного мелка.
А теперь протрем пальчики от мелка и оставим отпечаток на стеклышке. Его
практически не видно. А сейчас с помощи кисточки нанесем порошок на
стекло. Наш отпечаток стал виден. Все потому, что на коже есть жировой слой.
И когда мы притрагиваемся к предметам, то оставляем свои отпечатки. Теперь
сдуем лишний порошок и приклеим скотч к отпечатку. Собираем отпечаток и
смотрим на скотч. Таким образом, детективы собирают улики. После этого,
такой отпечаток заносят в базу.
А мы с вами сейчас заведем свое личное дело. И оставим свой контрольный
отпечаток на бумаге. Подпишем листочек.
Теперь возьмем губку и намочим ее. Теперь выберем палец, намочим его
губкой, окунем в краску, и оставим контрольный отпечаток.
Готово! Теперь вы можете даже рассмотреть свой неповторимый узор и
сравнить его с отпечатками других ребят.

34

Приложение 2
Шифрование. Дело № 1
Тайное послание.
Шифр, это скрытие информации. Шифры существуют с древних времен. И
некоторые шифры настолько сложные, что их не могут разгадать до сих пор.
Так, например, в Египте использовали иероглифы, смысл которых был
понятен только Египтянам.

Шифр, разработанный Антуаном Россиньолем и его сыном Бонавентуром
Россиньолем. Великий Шифр получил такое название из-за своей стойкости и
репутации не взламываемого. Модифицированные формы использовались
французской армией до лета 1811 года, а после того, как шифр перестали
применять, многие документы во французских архивах стали нечитаемыми .

35

А вот таким шифром пользовались древние греки. Палочка «Скитала» (от
греч. σκυτάλη — «жезл»). До изобретения бумаги использовали пергамент.
Пергамент наматывали на палочку и шифровали слова. Расшифровать такой
пергамент мог только человек с такой же палочкой.

Шифр Цезаря — криптографический метод работы с текстом, который был
назван в честь римского императора Юлия Цезаря (Гая Юлия Цезаря),
которым он вёл переписку важных сообщений.
Основная идея шифра заключается в замене каждой буквы в открытом
тексте на букву, находящуюся на некотором постоянном расстоянии вперёд
или назад по алфавиту. Величина сдвига как раз и была ключом к шифру.

36

Мы с вами попробуем самый простой шифр - замена букв символами. Чтобы
зашифровать слово, нужно букву алфавита заменить любым символом.
Например, меня зовут Ольга. Я заменяю букву О на?, Л на О, букву Ь на +,
букву Г на =, букву А на /. Получилось

?О+=/. Теперь попробуйте

зашифровать своё имя.

37

Приложение 3
Опыт 2. Невидимые чернила.
Оборудование: тарелки, ложки, мерные стаканчики, ватные палочки,
листочки, фломастеры, сода, лимон, медный купорос, свеча, йод, аммиак.
Перед работой вспомним основные правила безопасности:


Работаем аккуратно, каждый со своим составом



Не мешаем соседу



Без разрешения ничего не трогаем



Работаем строго по инструкции



Ни в коем случае ничего не берем в рот



Руками не трогаем лицо и одеваем перчатки и маску.



Прибираем рабочее место

Создадим невидимые чернила. Для начала вспомним, что такое раствор?
Раствор, это смесь вещества и растворителя.
В нашем случае растворитель — это вода.
Итак, первые чернила будут из раствора соды. Соду применяют в кулинарии.
А мы в тарелочке смешаем 1 ч. л. соды и 25 мл. воды. Окунем в раствор
ватную палочку и напишем послание на листочке. Листочек подпишем
«Сода. Листочки положим сушить на батарею. Тарелочки и ложку помоем
под краном.
Вторые чернила из лимонного сока. Окунем ватную палочку в лимонный
сок. Напишем соком послание. Бумажку подписываем «Лимон». Кладем
бумажку сушиться на батарею.
Изготовим третий раствор. В тарелочке медный купорос. Это кристаллы.
Используются для удобрения и обеззараживания в хозяйстве. Добавим 25
мл. воды и получится раствор медного купороса. Рисуем на листочке
медным купоросом. Подписываем листочек «Купорос». Кладем его
сушиться на батарею.
38

Мы изготовили невидимые чернила. Но настоящий детектив должен уметь
расшифровывать любы шифры. Поэтому сейчас создадим смеси, которые
помогут нам расшифровать наши послания.
Соберем все свои послания и поменяемся с соседом. Уберите их в сторонку.
А теперь создадим расшифровщики.
Готовим

раствор

йода.

Расшифровываем

послание,

нарисованное

лимоном. Для этого в раствор йода окунем ватку, выжмем ватку и протрем
листок.
Итак, что получилось? Бумага подкрасилась в фиолетовый, а надпись
осталась белой. Оказывается, в составе бумаги есть крахмал. Йод, при
взаимодействии с крахмалом меняет цвет на фиолетовый, бумага
подкрасилась в фиолетовый. А те места, которые пропитались лимонным
соком, в реакцию не вступили (в соке лимона крахмала нет).
Второй раствор будет с аммиаком. Раствор аммиака используют в
медицине. Он имеет специфический запах, поэтому будьте готовы. Я
каждому капну раствор на ватку, и вы протрете ей листочек с медным
купоросом. Что получилось? Бумага осталась белой, а купорос проявился
синим цветом. Произошла химическая реакция между купоросом и
аммиаком.
Последним мы проявим чернила из соды. Для этого нам нужно нагреть
листочек. Для этого нагреем листочек огнем. Сода просто подгорает,
меняет свой цвет. Дома мы этим способом ни в коем случае не пользуемся.
Вы можете попросить маму погладить листочек утюгом, но ни в коем
случае не пользуемся спичками! Это может быть опасно.
Эти листочки мы приклеим в свое «Дело».
Здорово. Мы научились шифровать, и расшифровывать. МЫ практически как
настоящие детективы.

39

Расшифровка странного письма.

40

Приложение 4.

41

Приложение 5
Фоторобот. Дело № 2.
Задание на выявление лишнего, нестандартного.

Расследование «преступления»
Дело № 3 «Удар по голове»
«— Прошу извинения», — сказал инспектор Виктор, войдя в квартиру семьи
Ивановых. Примерно двадцать минут тому назад я проходил мимо вашего
дома, как вдруг на голову вот этого гражданина упал горшок с цветком. Мы
не смогли прийти к вам сразу же, так как я вместе с пострадавшим отправился
в больницу, где ему сделали перевязку. Но я заметил, что горшок вылетел из
вашего окна.
Лицо хозяина квартиры залилось легким румянцем.

42

— Нет, вы ошибаетесь, инспектор, этого не могло произойти. У нас окна были
закрыты, да и мы сами только что вернулись домой, буквально за минуту до
вашего прихода
— Дома вы находитесь уже давно, и для вас будет лучше, если вы тут же, на
месте, уплатите пострадавшему штраф, — заметил инспектор Виктор после
некоторого размышления.
Почему инспектор Виктор пришел к такому выводу?

43

Приложение 6
Дело № 4 «Кража»
Тетя Маша, которая ждала инспектора недалеко от сберегательной кассы,
бросилась ему навстречу, не скрывая своего нетерпения. Какая-то женщина
только что вырвала у нее сумочку с деньгами и тотчас же исчезла.
— Скорее всего, она скрылась в самой сберегательной кассе, — заметил
инспектор Виктор. — Попробуем ее найти.

И в самом деле, тетя Маша сразу увидела свою сумку, которая стояла на скамейке между

двумя

женщинами.

Она

была

раскрыта.

Когда

инспектор

бросил

внимательный взгляд на сумку, обе женщины, заметив это, встали и прошли в
другой конец комнаты. Сумочка осталась на скамье.
— Но я не знаю, которая из них украла мою сумку. «Я не успела ее
разглядеть», — сказала тетя.
— Ну, это пустяки, — ответил Виктор. — Допросим обеих, но думаю, что
сумку у тебя украла.
Кого обвинил инспектор Виктор?

44

Приложение 7
Дело № 5
«Встречают по одежке»
Полиция охотится за одним известным вором, и вам поручено принимать
звонки на горячую линию. Вы получили несколько наводок, что преступник
прячется в местной гостинице. Туда сразу направили детектива: интересно
будет посмотреть, какие улики оставил преступник.
К сожалению, оказалось, что вор успел съехать и в номере провели уборку, но,
кажется, он случайно забыл кое-что из одежды — все это положили в чемодан
для потерянных вещей.
Работники гостиницы не помнят, в какой именно чемодан они положили вещи,
так как в тот день было несколько забывчивых постояльцев. На момент
прибытия полиции все эти люди уже на месте и претендуют на один из пяти
чемоданов с имуществом.
Сможете ли вы на основе их показаний определить, в каком чемодане чьи
вещи? Если получится, одежда в оставшемся чемодане должна принадлежать
вору и ее можно конфисковать для проведения анализа ДНК.



Постоялец № 1. Я точно оставил тут свой ремень.



Постоялец № 2. Я забыл любимые часы.



Постоялец № 3. Не могу поверить, что забыл надеть галстук!



Постоялец № 4. Я как-то умудрился уйти без носков.

45

46

Приложение 8
Дело № 6 «Катастрофы не будет»
Во время пребывания по делам службы в Калифорнии инспектору Виктору
представился случай продемонстрировать местной полиции свои незаурядные
способности.
Однажды он был срочно вызван на аэродром, расположенный недалеко от
Лос-Анджелеса. Из случайно услышанного телефонного разговора полиции
стало известно, что рейс самолета, который отправляется на Аляску,
закончится катастрофой. Один из пассажиров, намереваясь совершить
самоубийство, берет с собой бомбу, которая при взрыве на огромной высоте
даст ему двойную гарантию успеха задуманного им чудовищного
предприятия. Жертвой маньяка станут десятки людей. Инспектор Виктор,
прибыв на аэродром, принялся внимательно наблюдать за пассажирами,
направлявшимися к самолету. Вот из только что подъехавшего автобуса
вышло сразу пять человек.

После беглого просмотра документов инспектор Виктор задержал одного из
них. На кого могло пасть подозрение Виктора?

47

Графический диктант

Зачеркнуть буквы С А М О Л Е Т одной чертой, а букву X обвести в круг
на лучшее время

48

Приложение 9
Дело № 7 «Сказочные сюжеты»
Король, у которого нет королевы, сыновей или дочерей, решает найти способ
выбрать преемника. Он дает всем детям в королевстве по одному семени и
говорит, что тот, у кого будет самое большое и красивое растение, унаследует
его трон. Когда наступает назначенный день, все дети дарят гигантские
растения, но он решает выбрать в качестве преемницы маленькую девочку с
пустым горшком. Почему?
Ответ: Он дал всем детям фальшивые семена, которые не прорастали, – эта
маленькая девочка была единственной, кто не делал вид, что семя проросло.
Давным-давно злая ведьма похитила трех замужних женщин и превратила их
в кусты роз. Одна из женщин, у которой были дети, умоляла ведьму дать ей
повидаться с ее семьей, и ведьма согласилась. Она отвезла женщину к ней
домой и на следующее утро снова превратила ее в розовый куст. Ведьма и не
подозревала, что муж решил выследить ее, потому что хотел спасти свою
жену. Он посмотрел на три одинаковых розовых куста и вдруг понял, который
из них его жена. Как?
Ответ: На розовом кусте, в который была превращена его жена, не было ни
капли ночной росы на листьях.

49

Приложение 10
Дело № 8 «Найти и обезвредить»

50

Приложение 11
Дело № 9 «Разрушенные камни»

Инспектор Виктор и два его помощника гнались за преступниками. Следы
привели их к окну подвала. Укрепив на выступе стены канат, сыщики
спустились в подвал. Не успели они осмотреться, как раздался смех, и веревка,
свисавшая из окна, исчезла. Как же теперь выбраться наверх? Прикинув
высоту подвала, блюстители закона решили, что если они встанут друг другу
на плечи, то верхний сможет дотянуться до подоконника. Но как инспектор
Виктор ни старался, достать до окна ему не удалось. Не хватало всего каких51

нибудь пяти сантиметров. Оставалось только смириться со своим положением
и, сидя в подвале, терпеливо ждать помощи. Но вдруг Виктор воскликнул:
«Эврика! Нашел выход». Какой выход нашёл детектив?

52

Приложение 12
Дело № 10 «Дело об украденном бриллианте»

53

Короткое замыкание в отеле.
Как-то вечером Миша пригласил своих юных друзей в кафе отеля.

— Интересно, пирожное у дам за соседним столиком вкусное?
— мечтательно спросил Павел.
В зале внезапно стало темно.

— Включите свет! — выкрикнул кто-то. Посетители кафе забеспокоились.
— Двадцать секунд, — пробормотал Миша, взглянув на часы, когда снова
стало светло.
— Ах! — вдруг воскликнула одна из дам. — Пропала моя бриллиантовая
брошь!
54

Друзья подбежали к расстроенной женщине.
— Может быть, мы сможем вам помочь? — спросила Ангелина.
— Да-да, — добавил Виктор. — Я кое-что заметил.

Кого заподозрил Виктор и почему?

55

Приложение 13
Дело № 10 «Поиск затерянного клада»

56

Приложение 14
Дело 11 «Детективный пёс»
В произведении Артура Конан Дойля "Собака Баскервилей" клиент
Шерлока Холмса забывает свою трость. Изучая ее сыщик приходит к
выводу, что собака владельца трости крупнее терьера и меньше мастифа.
Что позволило Шелоку Холмсу сделать такие выводы?

Розыскная собака идет по следу преступника чью траекторию она повторяет?
(преступника, она идет по следу, а след – это и есть траектория)

57

58

Приложение 15
Дело № 14 «Похититель»

Поздно вечером неизвестный преступник напал на прогуливающуюся по
улице старушку Евпаторию Феодосьевну и отнял у нее сумочку. На крики
пострадавшей тотчас приехали полицейские и уже через несколько минут
задержали троих подозрительных молодых людей.
На следующий день бабушку пригласили в полицию для опознания
преступника. Ее усадили на стул, а у противоположной стены поставили в ряд
всех троих задержанных.
— Евпатория Феодосьевна, — обратился к старушке Бусля, — помогите нам
выяснить, кто из этих молодых людей напал на вас вчера вечером.
— Ой, прямо не знаю! — всплеснула руками Евпатория Феодосьевна. —
Темно ведь было. Да и память у меня уже не та, что сто лет назад. Зато я точно
помню, что волосы у этого хулигана были то ли черные, то ли рыжие, а брюки
— то ли в клеточку, то ли в полосочку.
— Этого вполне достаточно, чтобы вычислить преступника, — обрадовался
Бусля. — Это...
Кого имел в виду детектив Бусля?

59

Приложение 16
Медали за дополнительные дела в рейтинг.

60

Приложение 17
Методические рекомендации
Методика «Кактус» — это методика, разработанная в 90-е годы ХХ века
преподавателем кафедры клинической психологии МГМСУ Мариной
Александровной

Панфиловой. Суть

методики

в

том,

что

ребёнку

предлагается нарисовать кактус таким, каким он его себе представляет.
Цель методики — выявить особенности психоэмоционального состояния
испытуемого, определить его устойчивость к стрессу и подверженность
агрессии (а также её интенсивность) и понять причины, вызывающие
негативные чувства у ребёнка.
Для проведения методики нужно подготовить лист бумаги формата А4,
простые и цветные карандаши. На тест выделяется столько времени, сколько
нужно ребёнку для создания рисунка.
Интерпретация результатов осуществляется по следующим направлениям:


Анализ манеры рисования, характера линий и силы нажима. Например,
сильный нажим означает растущее напряжение у ребёнка, а слабый или еле
заметный — угнетённое состояние, душевная и общефизическая слабость.



Расположение и размер кактуса на листе бумаги. Если кактус расположен
внизу листа — заниженная самооценка, если вверху листа, напротив, —
завышенная. Если кактус расположен ближе к правой стороне — ребёнок
ориентирован на будущее, влево — склонен к анализу прошлого. Нормой
считается расположение посередине.



Размер рисунка. Если кактус маленький — это говорит о низкой самооценке,
неуверенности в себе, слабости и зависимости от мнения окружающих. Если
кактус занимает 2/3 листа — завышенное самомнение, крупный кактус —
стремление к лидерству.



Сюжет рисунка. Анализируется размер, цвет кактуса, наличие или отсутствие
иголок, в горшке или на земле растёт кактус, фон рисунка, схожесть с
реальным цветком или это вымышленное изображение и т.д..
61



Цветовая гамма. Свидетельствует о подвижности психики ребёнка.
Преобладание цвета говорит о: зелёный — символ — росток, пробивающийся
сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность,
упорство, честолюбие, упрямство; жёлтый — страх быть отвергнутым,
лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние
стимулы, радость; синий — ребёнку комфортно именно в тех условиях, в
которых он сейчас находится, покой, слияние, объединение, гармония,
любовь; красный — сильное эмоциональное напряжение, оранжево-красный:
символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды,
сила, энергия, активность во всех направлениях; бордовый: искусство,
необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности,
хрупкое динамическое равновесие; серый — нейтральное отношение к
происходящему и окружающим; белый — возможные проблемы со зрением;
светло-коричневый: тревога,

беспокойство,

болезнь,

неприкаянность,

неуверенность, переживание не уютности, физический и психологический
дискомфорт;

чёрный

—

противоречивость,

избалованность,

пустота,

эксцентричность, уничтожение..
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для
данной методики:


характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и
т.д.)



характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)



характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Трактовку

раскрашенного

рисунка

рекомендуется

проводить

с

профессиональным детским психологом.

62

Приложение 18
«Дерево» — проективная методика, разработанная Д. Лампеном в адаптации
Л. П. Пономаренко.
Цель: изучение Я-концепции и самооценки личности.
Возраст: от 6,5 лет.
Описание задания: ученикам предлагают листы с готовым изображением
сюжета: дерево и располагающиеся на нём и под ним человечки. Каждый
учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок).
Инструкция: «Рассмотри это дерево. Ты видишь на нём и рядом с ним
множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они
занимают различное положение. Возьми красный фломастер и обведи того
человечка, который напоминает тебе самого себя, похож на тебя, на твоё
настроение в школе и твоё положение. Теперь возьми зелёный фломастер и
обведи того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел
бы находиться».
Интерпретация результатов проводится исходя из того, какие позиции
выбирает ученик, с положением какого человечка отождествляет своё
реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Некоторые интерпретации выбора позиций:


№1, 3, 6, 7 — установка на преодоление препятствий;



№2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружеская поддержка;



№4 — устойчивость

положения

(желание

добиваться

успехов,

небольшой

запас

не

преодолевая трудности);


№5 — утомляемость,

общая

слабость,

сил,

застенчивость;


№9 — мотивация на развлечения;



№13, 21 — отстранённость, замкнутость, тревожность;



№8 — отстранённость от образовательного процесса, уход в себя;
63



№10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация;



№14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию №20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной
самооценкой и установкой на лидерство.

64


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».