1
1.5.2.Итоговая аттестация, завершающая освоение дополнительных общеобразовательных
программ в целом или года обучения отдельно, является обязательной и проводится в порядке и в
форме, которые установлены Учреждением, и закреплены в данном Положении.
2. Организация аттестации
2.1.В течение учебного года проводится:
подведение итогов по окончании изучения каждого раздела дополнительной
общеобразовательной программы (при необходимости) для всех учащихся с фиксированием
результатов в специальных мониторинговых картах;
промежуточная аттестация учащихся всех лет обучения за I полугодие (в декабре) с
фиксированием результатов в специальных мониторинговых картах;
итоговая аттестация учащихся всех лет обучения (в мае) с фиксированием результатов в
специальных мониторинговых картах.
Допускается прохождение аттестации в сроки, установленные педагогом, при согласовании с
администрацией, если учащиеся пропустили установленные данным Положением сроки
аттестации по какой-либо уважительной причине.
2.2.Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации:
2.2.1.Проверка уровня знаний, умений, навыков, по усмотрению педагога и в соответствии с
программой, может проходить в форме:
Наблюдения;
Практической работы;
Конкурса;
Собеседования;
Творческого задания;
Соревнований.
Тестирования;
Защиты творческих проектов;
Контрольного задания;
Выставочного просмотра;
Для контроля общеучебных умений и навыков, ориентационных и поведенческих качеств
учащегося, педагог самостоятельно подбирает соответствующие методики.
2.3.Для проведения промежуточной и итоговой аттестации педагоги:
самостоятельно выбирают форму аттестации;
разрабатывают задания на основании содержания образовательной программы в
соответствии с прогнозируемыми результатами;
представляют администрации Учреждения график проведения аттестации.
2.4. На основании представленных заявок заместителем директора по учебно-воспитательной
работе составляется общий график проведения аттестации учащихся Учреждения, который
утверждается директором.
2.5. Формируется аттестационная комиссия, в состав которой могут входить: представители
администрации Учреждения, методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного
образования.
2.6. Комиссия создается с целью контроля аттестационных мероприятий (при необходимости)
3.Критерии оценки уровня подготовки учащихся
3.1.Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся творческих объединений:
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
3.2.Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся творческих объединений:
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения
Креативность в выполнении практических заданий
3.3.Критерии оценки уровня общеучебных умений и навыков учащегося:
Самостоятельность в подборе и анализе литературы;
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации;
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе;
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога;
Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации;
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении
доказательств;
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за
собой;
2
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным
требованиям.
3.4.Критерии оценки организационно-волевых качеств учащихся объединений:
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям;
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы.
3.5.Критерии оценки поведенческих качеств учащихся объединений:
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации;
Умение воспринимать общие дела как свои собственные
4.Оценка, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации
4.1.Работа учащихся на промежуточной и итоговой аттестации оценивается в баллах (1 – 5- 10),
отдельно за каждый критерий.
4.2. Результаты аттестации учащихся Учреждения фиксируются в индивидуальной карте
результатов обучения учащегося по дополнительной
общеобразовательной программе
(приложение 1); в Протоколе аттестации учащихся (приложение 2). Протоколы сдаются
заместителю директора по учебно-воспитательной работе и анализируются администрацией
совместно с методистами по следующим параметрам:
- доля
учащихся (% от общего числа), полностью освоивших дополнительную
общеобразовательную программу;
- доля учащихся (% от общего числа), освоивших программу в необходимой степени;
- доля учащихся (% от общего числа), не освоивших программу,
-причины недостаточного освоения учащимися дополнительной общеобразовательной
программы.
4.2.1. Протокол и анализ результатов аттестации учащихся Учреждения предоставляется
педагогами администрации в декабре и в мае.
5. Свидетельства о прохождении курса обучения в творческих объединениях
5.1.Учащимся, окончившим курс по программе не менее трех лет обучения, вручаются
свидетельства о прохождении курса обучения в объединениях Учреждения, образцы которых
самостоятельно устанавливаются Учреждением.
5.2.Решение о выдаче Свидетельства о дополнительном образовании принимается
администрацией Учреждения на основании Протокола итоговой аттестации и заявления педагога.
5.3. В свидетельстве о дополнительном образовании указываются:
- название образовательного учреждения;
- фамилия, имя выпускника;
- направленность и название дополнительной общеобразовательной программы;
- срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;
- название коллектива (при наличии);
- дата выдачи; регистрационный номер;
Свидетельство заверяется подписью директора и печатью Учреждения.
5.4. Выдача Свидетельства о дополнительном образовании фиксируется в журнале «Учета
регистрации и выдачи свидетельств».
3
Мониторинг результатов обучения учащегося по дополнительной образовательной программе ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Показатели
(оцениваемые параметры)
I.
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Возможное
кол-во
баллов
Методы
диагностики
Теоретическая подготовка учащегося:
1.1.Теоретические знания (по
основным разделам учебнотематического
плана
программы)
1.2. Владение
терминологией
специальной
Соответствие
теоретических знаний
ребенка программным
требованиям;
Осмысленность
правильность
использования
специальной
терминологии
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой);
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем
знаний, предусмотренных программой за конкретный период).
и минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять
специальные термины);
средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с
бытовой);
максимальный уровень(специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием).
1
5
10
1
5
наблюдение,
тестирование,
контрольный опрос и
др.
Собеседование
тестирование,
контрольный опрос и
др.
10
II. Практическая подготовка учащегося:
Соответствие
практических умений и
навыков
программным
требованиям
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½
предусмотренных умений и навыков);
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет
более ½);
максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми
умениями и навыками, предусмотренными программой за
конкретный период).
Отсутствие затруднений минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные
в
использовании
затруднения при работе с оборудованием);
специального
средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
оборудования и оснащения максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно,
не испытывает особых трудностей).
1
Креативность
в начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в
выполнении практических
состоянии выполнять лишь простейшие практические задания
заданий
педагога);
репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе
образца);
творческий уровень (выполняет практические задания с элементами
творчества).
III. Общеучебные умения и навыки учащегося:
3.1.Учебно-интеллектуальные
Самостоятельность
в минимальный уровень умений (обучающийся испытывает
умения:
подборе
и
анализе
серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в
1
2.1. Практические
умения и
навыки, предусмотренные
программой (по основным
разделам
учебнотематического
плана
программы)
2.2. Владение
специальным
оборудованием
и
оснащением
2.3. Творческие навыки
4
5
контрольное задание,
выставочные работы,
фестивальные
и
конкурсные номера
10
1
контрольное задание,
тестирование
5
10
5
контрольное задание,
выставочные работы,
фестивальные
и
конкурсные номера
10
1
Анализ исследуемой
работы,
3.1.1. Умение
анализировать
литературу
подбирать и
специальную
литературы
3.1.2.
Умение
пользоваться
компьютерными источниками
информации
Самостоятельность
пользовании
компьютерными
источниками
информации
в
3.1.3.Умение
осуществлять
учебно-исследовательскую
работу
(писать
рефераты,
проводить
самостоятельные
учебные исследования)
Самостоятельность
в
учебно-исследовательской
работе
2.Учебно-коммуникативные
умения:
3.2.1.
Умение
слушать
слышать педагога
и
Адекватность
восприятия информации,
идущей от педагога
3.2.2. Умение выступать перед
аудиторией
3.2.3. Умение вести полемику,
участвовать в дискуссии
3.3. Учебно-организационные
умения и навыки:
Свобода
владения
и
подачи
обучающимся
подготовленной
информации
Самостоятельность
построении
дискуссионного
выступления, логика
построении
доказательств
Способность
самостоятельно
в
в
постоянной помощи и контроле педагога);
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или
родителей)
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает
серьезные затруднения при работе с компьютером, нуждается в
постоянной помощи и контроле педагога);
средний уровень (работает с компьютером с помощью педагога или
родителей)
максимальный уровень (работает с компьютером самостоятельно,
не испытывает особых трудностей)
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает
серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога);
средний уровень (работает по теме с помощью педагога или
родителей)
максимальный уровень (работает по теме самостоятельно, не
испытывает особых трудностей)
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает
серьезные затруднения нуждается в постоянном контроле
педагога);
средний уровень (воспринимает информацию чаще по интересу)
максимальный уровень (воспринимает всю информацию, не
испытывает особых трудностей)
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает
серьезные затруднения, нуждается в помощи педагога);
средний уровень (свободно подает только хорошо знакомую
информацию)
максимальный уровень (подает всю информацию, не испытывает
особых трудностей)
минимальный уровень умений (не вступает в дискуссию);
средний уровень (свободно вступает в дискуссию, но не
самостоятельно)
максимальный уровень (самостоятельно вступает в дискуссию,
выстраивает логику и доказательства)
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает
серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и
5
5
10
1
5
Наблюдение,
собеседование
Контрольные задания,
наблюдение,
собеседование
10
1
5
10
1
Анализ исследуемой
работы,
наблюдение,
собеседование
Наблюдение
тесты
5
10
1
Наблюдение
5
10
1
5
Наблюдение,
собеседование
10
1
Наблюдение
I.
3.3.1. Умение организовать свое
рабочее (учебное) место
3.3.2. Навыки соблюдения в
процессе деятельности правил
безопасности
контроле педагога);
средний уровень (делает с помощью педагога или родителей)
максимальный уровень (самостоятельно, не испытывает особых
трудностей)
Соответствие реальных минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков
навыков
соблюдения
соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);
правил
безопасности средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½);
программным
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем
требованиям
навыков, предусмотренных программой за конкретный период).
готовить свое рабочее
место к деятельности и
убирать его за собой
5
10
1
Наблюдение,
тестирование
5
10
I.
Организационно-волевые качества:
Способность переносить терпения хватает< чем на ½ занятия
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
I.
Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в
детском объединении
Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность
(отношение
ребенка
к
столкновению интересов (спору)
в процессе взаимодействия)
3.1. Тип сотрудничества
(отношение ребенка к общим
делам детского объединения)
(выдерживать)
известные нагрузки в
течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности
Способность активно
побуждать себя к
практическим
действиям
Умение контролировать
свои
поступки
(приводить к должному
свои действия)
Способность оценивать
себя адекватно реальным
достижениям
Осознанное
участие
ребенка
в
освоении
образовательной
программы
1
5
10
Наблюдение
терпения хватает> чем на ½ занятия
терпения хватает на все занятие
волевые усилия ребенка побуждаются извне
иногда – самим ребенком
- всегда – самим ребенком
1
5
10
Наблюдение
- ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне
- периодически контролирует себя сам
- постоянно контролирует себя сам
1
5
10
Наблюдение
1
5
10
1
5
10
Тестирование
0
5
10
Анкетирование,
тестирование
1
5
10
Анкетирование,
наблюдение
завышенная
заниженная
- нормальная
- интерес к занятиям продиктован ребенку извне
- интерес периодически поддерживается самим ребенком
- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно
-
периодически провоцирует конфликты
сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
Способность
занять
определенную позицию в
конфликтной ситуации
-
Умение
воспринимать
общие дела как свои
собственные
- избегает участия в общих делах
- участвует при побуждении извне
- инициативен в общих делах
6
Тестирование
Мониторинг результатов обучения __________________________________________________ по дополнительной образовательной
программе__________________________________________________________________
Показатели
(оцениваемые параметры)
2014-2015 уч. год
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана
программы)
Владение специальной терминологией
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным
разделам учебно-тематического плана программы)
Владение специальным оборудованием и оснащением
Творческие навыки
Учебно-интеллектуальные умения: Умение подбирать и анализировать
специальную литературу
Умение пользоваться компьютерными источниками информации
Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты,
проводить самостоятельные учебные исследования)
Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога
Умение выступать перед аудиторией
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Учебно-организационные умения и навыки:
Умение организовать свое рабочее (учебное) место
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Воля
Самоконтроль
Самооценка
Интерес к занятиям в детском объединении
Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе
взаимодействия)
Тип сотрудничества
Итого за I полугодие
Итого за учебный год
Низкий уровень – 19-79 баллов
Средний уровень – 80-130 баллов
Высокий уровень – 131-190 баллов
7
5
10
2015-2016
1
5
2016-2017
10
1
5
10
Приложение 2
Протокол
результатов итоговой аттестации учащихся объединения
МУ ДО «Дом детского творчества»
_____________учебного года (___- полугодие)
Название объединения _________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога _________________________________
№ группы ____________________ Дата проведения _____________________
Форма проведения экспертизы _____________________________________________
Члены аттестационной комиссии _________________________________
Результаты аттестации
№
Фамилия, имя
учащегося
Итоговый показатель (балл)
Год
Обучения
(для инд.) Теоретичес Практиче Общеучебн Организаци Ориентаци
кая
ская
ые умения онноподготовка подготов и навыки волевые
ка
качества
онные
качества
Поведенческ
ие качества
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
По результатам итоговой аттестации:
________ учащихся переведены на следующий этап (год) обучения,
________оставлены для продолжения обучения на том же этапе (году),
________ окончили курс обучения по образовательной программе (выпускники)
Подпись педагога ______________________дата_____________________
Подписи членов аттестационной комиссии ______________________________
8
Итого