1 1.5.2.Итоговая аттестация, завершающая освоение дополнительных общеобразовательных программ в целом или года обучения отдельно, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены Учреждением, и закреплены в данном Положении. 2. Организация аттестации 2.1.В течение учебного года проводится: подведение итогов по окончании изучения каждого раздела дополнительной общеобразовательной программы (при необходимости) для всех учащихся с фиксированием результатов в специальных мониторинговых картах; промежуточная аттестация учащихся всех лет обучения за I полугодие (в декабре) с фиксированием результатов в специальных мониторинговых картах; итоговая аттестация учащихся всех лет обучения (в мае) с фиксированием результатов в специальных мониторинговых картах. Допускается прохождение аттестации в сроки, установленные педагогом, при согласовании с администрацией, если учащиеся пропустили установленные данным Положением сроки аттестации по какой-либо уважительной причине. 2.2.Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации: 2.2.1.Проверка уровня знаний, умений, навыков, по усмотрению педагога и в соответствии с программой, может проходить в форме: Наблюдения; Практической работы; Конкурса; Собеседования; Творческого задания; Соревнований. Тестирования; Защиты творческих проектов; Контрольного задания; Выставочного просмотра; Для контроля общеучебных умений и навыков, ориентационных и поведенческих качеств учащегося, педагог самостоятельно подбирает соответствующие методики. 2.3.Для проведения промежуточной и итоговой аттестации педагоги: самостоятельно выбирают форму аттестации; разрабатывают задания на основании содержания образовательной программы в соответствии с прогнозируемыми результатами; представляют администрации Учреждения график проведения аттестации. 2.4. На основании представленных заявок заместителем директора по учебно-воспитательной работе составляется общий график проведения аттестации учащихся Учреждения, который утверждается директором. 2.5. Формируется аттестационная комиссия, в состав которой могут входить: представители администрации Учреждения, методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. 2.6. Комиссия создается с целью контроля аттестационных мероприятий (при необходимости) 3.Критерии оценки уровня подготовки учащихся 3.1.Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся творческих объединений: Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; Осмысленность и правильность использования специальной терминологии 3.2.Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся творческих объединений: Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий 3.3.Критерии оценки уровня общеучебных умений и навыков учащегося: Самостоятельность в подборе и анализе литературы; Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации; Самостоятельность в учебно-исследовательской работе; Адекватность восприятия информации, идущей от педагога; Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации; Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств; Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой; 2 Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. 3.4.Критерии оценки организационно-волевых качеств учащихся объединений: Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям; Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы. 3.5.Критерии оценки поведенческих качеств учащихся объединений: Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации; Умение воспринимать общие дела как свои собственные 4.Оценка, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации 4.1.Работа учащихся на промежуточной и итоговой аттестации оценивается в баллах (1 – 5- 10), отдельно за каждый критерий. 4.2. Результаты аттестации учащихся Учреждения фиксируются в индивидуальной карте результатов обучения учащегося по дополнительной общеобразовательной программе (приложение 1); в Протоколе аттестации учащихся (приложение 2). Протоколы сдаются заместителю директора по учебно-воспитательной работе и анализируются администрацией совместно с методистами по следующим параметрам: - доля учащихся (% от общего числа), полностью освоивших дополнительную общеобразовательную программу; - доля учащихся (% от общего числа), освоивших программу в необходимой степени; - доля учащихся (% от общего числа), не освоивших программу, -причины недостаточного освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы. 4.2.1. Протокол и анализ результатов аттестации учащихся Учреждения предоставляется педагогами администрации в декабре и в мае. 5. Свидетельства о прохождении курса обучения в творческих объединениях 5.1.Учащимся, окончившим курс по программе не менее трех лет обучения, вручаются свидетельства о прохождении курса обучения в объединениях Учреждения, образцы которых самостоятельно устанавливаются Учреждением. 5.2.Решение о выдаче Свидетельства о дополнительном образовании принимается администрацией Учреждения на основании Протокола итоговой аттестации и заявления педагога. 5.3. В свидетельстве о дополнительном образовании указываются: - название образовательного учреждения; - фамилия, имя выпускника; - направленность и название дополнительной общеобразовательной программы; - срок реализации дополнительной общеобразовательной программы; - название коллектива (при наличии); - дата выдачи; регистрационный номер; Свидетельство заверяется подписью директора и печатью Учреждения. 5.4. Выдача Свидетельства о дополнительном образовании фиксируется в журнале «Учета регистрации и выдачи свидетельств». 3 Мониторинг результатов обучения учащегося по дополнительной образовательной программе ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Показатели (оцениваемые параметры) I. Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Возможное кол-во баллов Методы диагностики Теоретическая подготовка учащегося: 1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) 1.2. Владение терминологией специальной Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; Осмысленность правильность использования специальной терминологии минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). и минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень(специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). 1 5 10 1 5 наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. Собеседование тестирование, контрольный опрос и др. 10 II. Практическая подготовка учащегося: Соответствие практических умений и навыков программным требованиям минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). Отсутствие затруднений минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные в использовании затруднения при работе с оборудованием); специального средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); оборудования и оснащения максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). 1 Креативность в начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в выполнении практических состоянии выполнять лишь простейшие практические задания заданий педагога); репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). III. Общеучебные умения и навыки учащегося: 3.1.Учебно-интеллектуальные Самостоятельность в минимальный уровень умений (обучающийся испытывает умения: подборе и анализе серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в 1 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана программы) 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3. Творческие навыки 4 5 контрольное задание, выставочные работы, фестивальные и конкурсные номера 10 1 контрольное задание, тестирование 5 10 5 контрольное задание, выставочные работы, фестивальные и конкурсные номера 10 1 Анализ исследуемой работы, 3.1.1. Умение анализировать литературу подбирать и специальную литературы 3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации Самостоятельность пользовании компьютерными источниками информации в 3.1.3.Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) Самостоятельность в учебно-исследовательской работе 2.Учебно-коммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать слышать педагога и Адекватность восприятия информации, идущей от педагога 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3.3. Учебно-организационные умения и навыки: Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации Самостоятельность построении дискуссионного выступления, логика построении доказательств Способность самостоятельно в в постоянной помощи и контроле педагога); средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с компьютером, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); средний уровень (работает с компьютером с помощью педагога или родителей) максимальный уровень (работает с компьютером самостоятельно, не испытывает особых трудностей) минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); средний уровень (работает по теме с помощью педагога или родителей) максимальный уровень (работает по теме самостоятельно, не испытывает особых трудностей) минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения нуждается в постоянном контроле педагога); средний уровень (воспринимает информацию чаще по интересу) максимальный уровень (воспринимает всю информацию, не испытывает особых трудностей) минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в помощи педагога); средний уровень (свободно подает только хорошо знакомую информацию) максимальный уровень (подает всю информацию, не испытывает особых трудностей) минимальный уровень умений (не вступает в дискуссию); средний уровень (свободно вступает в дискуссию, но не самостоятельно) максимальный уровень (самостоятельно вступает в дискуссию, выстраивает логику и доказательства) минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и 5 5 10 1 5 Наблюдение, собеседование Контрольные задания, наблюдение, собеседование 10 1 5 10 1 Анализ исследуемой работы, наблюдение, собеседование Наблюдение тесты 5 10 1 Наблюдение 5 10 1 5 Наблюдение, собеседование 10 1 Наблюдение I. 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности контроле педагога); средний уровень (делает с помощью педагога или родителей) максимальный уровень (самостоятельно, не испытывает особых трудностей) Соответствие реальных минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков навыков соблюдения соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); правил безопасности средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½); программным максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем требованиям навыков, предусмотренных программой за конкретный период). готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой 5 10 1 Наблюдение, тестирование 5 10 I. Организационно-волевые качества: Способность переносить терпения хватает< чем на ½ занятия 1.1. Терпение 1.2. Воля 1.3. Самоконтроль I. Ориентационные качества: 2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) 3.1. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы 1 5 10 Наблюдение терпения хватает> чем на ½ занятия терпения хватает на все занятие волевые усилия ребенка побуждаются извне иногда – самим ребенком - всегда – самим ребенком 1 5 10 Наблюдение - ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне - периодически контролирует себя сам - постоянно контролирует себя сам 1 5 10 Наблюдение 1 5 10 1 5 10 Тестирование 0 5 10 Анкетирование, тестирование 1 5 10 Анкетирование, наблюдение завышенная заниженная - нормальная - интерес к занятиям продиктован ребенку извне - интерес периодически поддерживается самим ребенком - интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно - периодически провоцирует конфликты сам в конфликтах не участвует, старается их избежать пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации - Умение воспринимать общие дела как свои собственные - избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне - инициативен в общих делах 6 Тестирование Мониторинг результатов обучения __________________________________________________ по дополнительной образовательной программе__________________________________________________________________ Показатели (оцениваемые параметры) 2014-2015 уч. год 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Владение специальной терминологией Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Владение специальным оборудованием и оснащением Творческие навыки Учебно-интеллектуальные умения: Умение подбирать и анализировать специальную литературу Умение пользоваться компьютерными источниками информации Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога Умение выступать перед аудиторией Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Учебно-организационные умения и навыки: Умение организовать свое рабочее (учебное) место Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности Воля Самоконтроль Самооценка Интерес к занятиям в детском объединении Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) Тип сотрудничества Итого за I полугодие Итого за учебный год Низкий уровень – 19-79 баллов Средний уровень – 80-130 баллов Высокий уровень – 131-190 баллов 7 5 10 2015-2016 1 5 2016-2017 10 1 5 10 Приложение 2 Протокол результатов итоговой аттестации учащихся объединения МУ ДО «Дом детского творчества» _____________учебного года (___- полугодие) Название объединения _________________________________ Фамилия, имя, отчество педагога _________________________________ № группы ____________________ Дата проведения _____________________ Форма проведения экспертизы _____________________________________________ Члены аттестационной комиссии _________________________________ Результаты аттестации № Фамилия, имя учащегося Итоговый показатель (балл) Год Обучения (для инд.) Теоретичес Практиче Общеучебн Организаци Ориентаци кая ская ые умения онноподготовка подготов и навыки волевые ка качества онные качества Поведенческ ие качества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 По результатам итоговой аттестации: ________ учащихся переведены на следующий этап (год) обучения, ________оставлены для продолжения обучения на том же этапе (году), ________ окончили курс обучения по образовательной программе (выпускники) Подпись педагога ______________________дата_____________________ Подписи членов аттестационной комиссии ______________________________ 8 Итого